Наш опрос

Да, даже нескольких
Да, это современно
Да, мне нужно общаться
Нет, мне неинтересно
Нет, без них Интернет был бы чище


На правах рекламы

ноября03
Коллективное творчество
Категория: Новости

Всё чаще на уроках изобразительного искусства применяют коллективную деятельность, она популярна кау у педагогов, так и учеников вызывает огромный интерес к художественному творчеству. Коллективные работы всегда интересны посетителям выставок по детскому художественному творчеству. Коллективная эстетическая работа вызывает у детей положительные эмоции, учит сотрудничать со сверстниками, разбираться и ценить художесвенное творчество других. На занятиях изобразительного искусства в процессе совместной работы дети получают и усовершенствуют опыт эстетического общения. Эмоционально-познавательный опыт участников эстетического общения зависит от активности проведения процесса взаимообмена знаниями и практическими навыками, от теплоты атмосферы на занятиях.

В наше время культура общения молодого поколения – одна из главных проблем воспитания. Коллективная деятельность занимает важное место в развитии социальной активности, что проявляется в коллективной деятельности в двух формах: общественная результативность и общение. Общение при выполнении коллективной работы – это обмет важной информацией и практическими навыками, один из способов научиться культуры обшения.

Коллективную изобразительную детельность рассматривают как продуктивное общение, при котором выполняются такие функции:

1.Информационная

2.Контактная

3.Координационная

4.Развивающая.

Настоящая коллективная работа требует не только чёткости и эффективности в организаи дел, но и основанную на коллективном сознании нравственнцую потребность в другом человеке. Для выявления настоящей коллективности, что способствует развитию коллективного творчества, используют такие показатели:

1.Понимание цели работы каждым участником коллективной деятельности, общие интересы.

2.Максимальные возможности для самопроявления, реализации индивидуальных способностей каждого участника коллектива.

3.Гуманистичным является составление отдельных групп в коллективе, с учётом добровольных и взаимных симпатий.

4.Взаимное доверие и желание помочь.

5.Переплетение ролевых и личностных взаимодействий.

Педагоги определяют коллективную деятельность как равноправное сотрудничество учеников, что направлено на объединение усилий для достижения цели максимально высокого уровня, реализации творческих планов и комфортного сотрудничества внутри коллектива. Коллективная работа учит реально оценивать как собственные способности, так и умения других участников группы. Изобразительная деятельность связана напрямую с теорией по изобразительному искусству, а такжк взаимосвязана с художественным и эстетическим воспитанием.

Относительно недавно коллективная деятельность стала одним из актуальных методов художественного воспитания детей, приобщения к творчеству. С появлением новых концепций, программ по художествнному образованию интерес приподавателей к этому методу работы стремительно вырос, активность коллективной деятельности приходится на восьмидесятые-девяностые годы. В девяностых годах вышло пособие «Коллективное творчество детей» Комаровой Т. С. и Савенкова А. И. , в котором коллективная деятельность описывается как одно из эффективнейших вариантов решения воспитательных и дидактических вопросов.

Можно сказать, что коллективная деятельность занимает важное место в художественном воспитании детей, способствует развитию творческого потенциала, помогает в формировании и усовершенствовании навыков коллективной работы, развивает интерес к изобразительному искусству. Благодаря тому, что коллективная деятельность используется как игровой приём, ученики активно увлечены учебно-воспитательным процессом, с лёгкостью и интересом запоминают вес предложенный им материал. Социально активная позиция детей во многом зависит от коллективной деятельности. Среди приподавателей наиболее эффективным и популярным методом приобщения учеников к изобразительному искусству является коллективная деятельность. На практике существует несколько форм коллективной работы, а также методик организации деятельности коллектива.

Существует несколько классификаций коллективных форм изобразительного искусства. Одним из авторов классификации является Турро М. Н. по его варианту классификации виделено три формы коллективной деятельности.

1.Фронтальная – это форма, при которой учитель ставит цель перед детьми, и в конце занятия индивидуальные рисунки учеников собирают в одну общую работу.

2.Комплексная форма – это выполнение работы на большой общей плоскости, каждый ребёнок делает своё задание, при этом движется к общему результату, согласовывая свои действия с другими участниками работы.

3.Коллективно-производственная форма предполагает работу, при которой у каждого есть свое задание, всё деляют как на конвеере.

К большому сожалению, из трёх форм наиболее популярной стала только фронтальная форма совместной деятельности.

Класификая Неменского Б. М. по количеству учеников раскрывает только методику организации, специфика взаимодействий участников коллективного творчества остаётся незатронутой.

Более верной считается классификация Комаровой Т. С. и Савенковым А. И. , в которой представлены три ведущие формы по оргаизации коллективной работы.

1.Совместно-индивидуальная, форма, при которой участники заняты индивидуальными заданиями, а лишь под завершение работы их задания объединяются в общюю композицию.

2.Совместно-последовательная, форма, при которой работа участников тесно связана и зависит от учеников рядом стоящих, как на конвеере.

3.Совместно-взаимодействующая, форма, при которой все участники заняты работой одновременно и согласованно.

Одной из простейших форм организации колекктивного творчества считается совместно-индивидуальная деятельность, при которой дети индивидуально выполняют работы, которые на последнем этапе коллективной работы соединяют в единую композицию. Свои действия ученики согласовывают в начале занятия, при планировании идеи совместной работы, и в конце занятия, когда составляют коллективную композицию.

Все детали совместно-индивидуального занятия учитель должен спланировать заранее, от успешно спланированного занятия зависит успешность художественной композиции, и её качественное выполнение. Коллективную деятельность необходимо планировать как можно раньше, чтобы дети увлеклись идеей и поставленной задачей, в результате их индивидуальная художественная деятельность будет протекать активно и результативно.

Одним из достоинств совместно-индивидуальной формы организации работы на занятиях по изобразительному искусству является то, что коллективным творчеством заняты все дети из класса, при этом каждый старается выполнить свою часть работы как можно эффективнее, ведь от каждого из них зависит каким будет результат общей работы. Такая форма позволяет развиваться творческим возможностям каждого из детей.

Согласно следующему принципу организации совместной деятельности над коллективной работой, дети ещё в начале урока знают о предстоящей совместной работе, планируют и анализируют будущую общую композицию. Часто учитель предлагает ученикам закончить начатую им работу, благодаря такому методу мобилизируется творческая активность у детей.

Оформить целый макет книги можно благодаря отдельно выполненнчым иллюстрациям для книги. Но для успешности коллективной работы необходимо всем соблюдать единый стиль, придерживаться общей техники, свою деятельность активизировать и направить в единое творческое русло. Благодаря совместно-индивидуальной деятельности можно отметить и по достоинству оценить труд каждого из участников коллективной работы.

Очень редко в практике коллективного творчества используют совместно-последовательную деятельность. Процесс работы, что происходит по пинципу конвеера, очень сложный, существует мнение, что такая форма коллективного творчества совершенно исключает из поцесса само творчество, вся работа проходит как на автомате.

Самой сложной из форм организации коллективного творчества на занятиях изобразительного искусства является совместно-взаимодействующая форма. Сложность такой формы заключается в том, что всем детям необходимо одновременно совмесьтно работать над коллективным заданием, при этом постоянно согласовывая свои действия с другими участниками. Очень часто совместно-взаимодействующую форму называют ещё и формой сотворчества или сотрудничества.

Очень часто классы разделяют на большие и маленькие группы, которым дают задание работать над частью коллективного творчества. Художественное сотрудничество детей начинается с формирования идея, разработки эскиза всей композиции и в конце занятия складывают отдельные фрагменты в общую работу. Для использования данной формы коллективной деятельности необходимо каждому ученику иметь определённый опыт в общении, прислушиваться к чужому мнению, уметь отстоять свою идею в процессе обсуждения формы и техники композиции. Благодаря коллективному творчеству, что проходит в форме сотрудничества, ученики набираются опыта общения, учатся направлять свою деятельность в необходимое русло, при этом справедливо оценивая возможности и способности других участников и конечный результат творческой работы.


 
Другие новости по теме:

 
Последние статьи: